КУРС-Х
психология детей

Предрасположенность к появлению девиантных форм поведения у подростков под воздействием различных стилей родительского воспитания 

В наше время подростки, подвергающиеся злоупотреблению, пренебрежению, представляют собой большое разнообразие проблем и вариантов развития. Сложно выявить однородное или стандартное описания ребенка — жертвы плохого обращения. Для привлечения внимания подростки, жертвы плохого обращения, используют все доступные им средства, поведенческие модели. Одним из видов таких моделей считают девиантное поведение.

Девиантное поведение подростков, отклоняющееся от общественных норм и правил, может проявляться в различных формах: в плохой успеваемости, неуверенности в себе, боязни отвечать, несмотря на то, знает материал, тревожности, заниженной самооценке, пассивности, пессимизме, разочаровании в школе, пропусках занятий, неорганизованности, замкнутости, неумении дружить со сверстниками, агрессивности, озлобленности, страха, лживости, жестокости и др.

Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывают сильнейшее влияние на формирование личности подростка, его самосознания, Я-концепции, образа Я.

Фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья.
Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем.
Ребенок приходит в мир без прошлого, без каких-либо представлений о том, как себя вести, без критериев самооценки.  Он вынужден ориентироваться на опыт окружающих его людей, на те оценки, которые они дают ему как личности. За первые 5-6 лет он формирует свою самооценку почти исключительно на информации, которую получает в семье. Потом в школе на него влияют другие факторы, но роль семьи по-прежнему очень важна. Внешние факторы, как правило, подкрепляют высокую или низкую самооценку, которую ребенок приобрел дома:
уверенный в себе подросток успешно справляется с любыми неудачами в школе и дома;
ребенок с низкой самооценкой, несмотря на все свои удачи, постоянно терзается сомнениями, для него достаточно одной промашки, чтобы зачеркнуть все предыдущие успехи.

Каждое слово, мимика, жесты, интонация, тембр и громкость голоса, прикосновения и действия родителей несут ребенку сообщения о его самоценности. Большинство родителей даже не осознают, какой именно смысл содержится в этих посланиях своему ребенку.

Дж. Бексли предположил, что плохое обращение с ребенком более вероятно, когда существует совместное влияние факторов на четырех различных уровнях: психологические особенности родителей, семейная обстановка и ее развитие, непосредственное социальное окружение членов семьи, отношение общества в данный момент к фактам дурного отношения с ребенком.

Дети из неблагополучных семей часто беспомощны, они растут в атмосфере жестких правил, критики, постоянно ждут наказания и не имеют возможности почувствовать личную ответственность за что-либо. У них высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим. Их внутренний потенциал остается нераскрытым.

У. Бронфенбреннер обращает особое внимание на то обстоятельство, что большинство матерей работают. Причем число других взрослых членов семьи, которые могли бы взять на себя обязанности по воспитанию ребенка в то время, когда матери работают, резко падает. Растет количество разводов, и, как следствие, детей, воспитывающихся без отца. Естественно, что и материальный уровень жизни этих семей низкий. Однако в домах обеспеченных семей часто возникает проблема проведения времени с детьми родителями, работающими на благо безбедного материального будущего своих детей.

Затрудняют общение ребенка и взрослого и многие другие достижения цивилизации: появление дополнительных телевизоров в семье и различных приставок к ним, компьютеров, других бытовых новшеств, интернета, наличие семейных комнат и отдельных спален ведет к дальнейшему углублению изоляции между поколениями. Еще в начале предыдущего столетия существовала патриархальная семейная жизнь, когда большая семья, обычно со всеми тремя поколениями жили вместе и собирались хотя бы 3-4 раза в день за одним столом. В такой семье общение, забота и воспитание детей были непрерывными, а не дискретными. И главное, всегда рядом с ребенком был близкий человек. Современная цивилизация, подчеркивает Бронфенбреннер, все более отдаляется от условий, благоприятных для полноценного психического развития ребенка, все больше углубляя изоляцию и увеличивая дефицит общения ребенка с взрослым.

Объективные обстоятельства и образ жизни в обществе, с которыми семьи сталкиваются, идут во вред отношениям доверия и эмоциональной безопасности в отношениях между членами семьи, если эти обстоятельства мешают родителям заботится о своих детях, воспитывать их и доставлять им радость, если обязанности родителя не встречают поддержки и признания в окружающем мире и если время, проводимое в семейном кругу, наносит ущерб карьере, личному удовлетворению и психическому спокойствию — именно тогда в особенности страдает психическое развитие ребенка. Начальные симптомы этого проявляются в эмоциональной и мотивационной сфере: неприязнь, безразличие, безответственность и неспособность к делам, требующим усердия и настойчивости (5).

Проблема социализации личности сказывается на формировании девиантного поведения. Микросоциум, организация воспитания задают модель личности, у которой формируются соответствующие черты характера, смысловые системы.
Ребенок изначально подвергнут влиянию семьи.

Модели воспитания могут выступать функциями развития того или иного деструктивного поведения. Причем любая модель может быть провоцирующей появление такого поведения, в зависимости от ситуации и степени ее крайней выраженности. Рассмотрим некоторые стили воспитания: